ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА: ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
DOI:
https://doi.org/10.62724/202530307Ключевые слова:
планирование урока, педагогическая деятельность, наблюдение, интерпретация, рефлексия, профессиональное развитие, взаимодействие «учитель-ученик».Аннотация
Статья посвящена решению актуальной проблемы повышения эффективности и личностной ориентированности урока через совершенствование навыков его планирования. В ней подчеркивается, что в условиях современной школы необходимо преодолеть противоречие между требованием к быстроте подготовки и недопустимостью шаблонного подхода. Цель исследования – разработка и апробация модели планирования, которая позволяет учителю проектировать интересные и развивающие уроки, учитывающие индивидуальные особенности учеников.
В основе исследования лежит теоретический синтез психологического подхода Я. Корчака, акцентирующего глубокое понимание ребёнка, и педагогического подхода В.А. Сухомлинского, ориентированного на высокую культуру профессионального действия. На этой основе разработана авторская 5-шаговая алгоритмичная модель планирования урока, включающая этапы наблюдения, анализа, рефлексии, планирования поддержки и реализации. Эмпирическая проверка модели проводилась в ходе педагогического эксперимента с участием 24 практикующих учителей. Использовались методы анкетирования и контент-анализа планов уроков.
Результаты показали статистически значимый рост самооценки педагогов и качественное улучшение их практических навыков: систематизации наблюдений, глубины анализа, рефлексивности и умения дифференцировать обучение. Модель доказала свою эффективность как инструмент перехода от бессистемного описания урока к его осознанному проектированию. Научная новизна заключается в предложенном синтезе классических педагогических идей, а практическая значимость – в создании конкретного инструмента для профессионального развития педагогов.