ОПЫТ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЗАПРОСАМ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
DOI:
https://doi.org/10.62724/202530301Ключевые слова:
Требования работодателей; универсальные компетенции; уровни сформированности универсальных компетенций; высшее педагогическое образование, компетентностно-ориентированные задания, оценки компетенции студентовАннотация
В статье представлены результаты оценивания меры соответствия универсальных компетенций студентов выпускных курсов педагогических вузов запросам их потенциальных работодателей. В задачи исследования входило выявление типичных затруднений в реализации студентами универсальных способов деятельности, а также факторов, влияющих на результативность демонстрации студентами своих универсальных компетенций. В качестве инструмента оценки были использованы компетентностно-ориентированные задания, построенные на основе запросов работодателей (представителей администраций школ) к универсальным компетенциям учителя. Работодатели представляли три региона - Самарская и Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. В оценивании универсальных компетенций приняли участие все студенты выпускных курсов трех педагогических университетов, работающих в этих регионах.
В результате исследования установлено, что демонстрируемый уровень сформированности универсальных компетенций студентов в значительной мере ниже отраженного в требованиях работодателей. При этом студенты справлялись с деятельностью, демонстрирующая различные аспекты универсальных компетенций, в разной степени успешно. Анализ выявленных дефицитов в деятельности студентов, а также реализованный подход к оцениванию универсальных компетенций могут быть использованы для работы по формированию и оцениванию универсальных компетенций студентов, осваивающих программы высшего педагогического образования.